Историческая литература Каталог книг ИД Папирус  

«Товарищество «Свеча»

Так называлось наше редакционно-издательское подразделение ПТО «Грифон» при Ленинградском отделении Советского фонда культуры.

Постоянными сотрудниками были:
Вячеслав Павлович Шкурко – художник и художественный редактор большинства изданий «Свечи», автор логотипа и названия, объединяющего все издания, – «Ленинград весь на ладони» (после 1993 года – «Петербург весь на ладони»);
Марина Борисовна Елисеева – редактор и корректор всех изданий;
Екатерина Александровна Никитина – ретушер фотоснимков;
Белла Михайловна Шульман – руководитель, редактор, корректор.
Мы сотрудничали с различными авторами и фотографами, которых я находила, и с различными издательствами.


Издания, подготовленные «Товариществом «Свеча»

  1. Музеи Ленинграда и пригородов. Л.: Детгиз, 1989. Тираж 100000 экз.
  2. Кобак А., Лурье Л. Дом Мурузи. Л., 1990. Тираж 20000 экз.
  3. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Л.: Свеча, 1990. Тираж 10000 экз.
  4. Кириков Б.М. Улица Желябова (Большая Конюшенная). Л.: Свеча, 1990. Тираж 20000 экз.
  5. Куферштейн Е., Борисов К., Рубинчик О. Улица Пестеля (Пантелеймоновская).  Л.: Свеча, 1991. Тираж 25000 экз.
  6. Газета «Ленинград весь на ладони». 1990. № 1. Тираж 60000 экз.
  7. Газета «Ленинград весь на ладони». 1991. № 2. Тираж 10000 экз.
  8. Школьник Б.А. «Я вернулся в мой город»: Петербург Мандельштама. Л.: Свеча, 1991. Тираж 100000 экз.
  9. Бирон В.С. Петербург Достоевского. Л.: Свеча,  1991. Тираж 150000 экз.
  10. Береговая Л.Б. В лабиринте каналов и улиц… Стихи. Л., 1992.
  11. Буслович Д.С.  Люди. Герои. Боги. Л.: Зимний сад, 1992. Тираж 10000 экз.
  12. Буслович Д.С. Библейские, мифологические, литературные и исторические образы в произведениях искусства. Л.: Папирус, 1995. Тираж 10000 экз.
  13. Соллогуб В.А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба. С портретами его современников. СПб.: Афина, 1993. Тираж 25000 экз.
  14. Голлербах Э. Город муз. СПб.: Арт-Люкс, 1996. Тираж 5000 экз.
  15. Кобак А., Лурье Л. Дом Мурузи. СПб.: Папирус, 1997. Текст рус., англ. Тираж 5000 экз.
  16. Бройтман Л. И., Краснова Е.А. Большая Морская. СПб.: Папирус, 1996, 1997. Общий тираж 10000 экз.
  17. Кирцидели Ю.И., Левина Н.Р. «По этим улицам, по этим берегам…». СПб.: Папирус, 1997. Тираж 10000 экз.
  18. Музеи Санкт-Петербурга и пригородов. Л.: Папирус, 1997. Тираж 5000 экз.
  19. Елисеева М.Б., Золик Б.М., Черепенин А.Б. Словарь по культуре устной и письменной речи. СПб.: Папирус, 1996. Тираж 20000 экз.
  20. Ковалевская Е.Г., Елисеева М.Б., Золик Б.М., Черепенин А.Б. Русский язык. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации. Со словарем и тестами. СПб.: Паритет, 1999. Тираж 5000 экз.

Кобак А.,  Лурье Л. «Дом Мурузи»

В книге рассказана история одной из самых странных построек Петербурга. Дом Мурузи – первый в России доходный дом в мавританском стиле – прославился своими владельцами и обитателями, среди которых Д.С. Мережковский,
З. Гиппиус, Иосиф Бродский и Д. Гранин.


Анциферов Н.П. «Душа Петербурга»

В книге «Душа Петербурга» Н.П. Анциферов для познания «тонкой и сложной» души города призвал на помощь голоса поэтов и писателей от А.П. Сумарокова до В.В. Маяковского. «Петербург стал неотъемлемой частью ее души», –  писал Николай Павлович об Ахматовой. Благодаря его книге – и нашей души.


Газета «Ленинград весь на ладони»

Газета была зарегистрирована 3 декабря 1990 г. Вышли в свет два номера –
в 1990 и 1991 годах. Автором-составителем обоих номеров была я. Первый номер вышел на 16 страницах тиражом 6000 экземпляров. В оформлении Вячеслав Павлович использовал гравюру А.П. Остроумовой-Лебедевой «Вид на биржу». Он же предложил выпускать приложение – «Литературную тетрадь» с первой публикацией какого-нибудь произведения. Б.М. Кириков прислал мне вырезку из газеты «Вечерний Ленинград» с рецензией журналиста С. Шевчука на первый номер газеты.

Весь – на ладони

Сколько же лет не было в нашем городе газеты о культурной жизни? Всю жизнь, кажется, не было. А давно хотелось иметь такую газету. Чтобы узнать из нее, например, о том, что и как делается для сохранности наших многострадальных памятников (эта проблема для нас – первейшая). Или что происходит
в Фонде культуры: какие заседания, чтения, кто приехал из-за рубежа (там-то российской культурой интересуются чуть ли не больше нашего) и что нам подарил? И, конечно, об истории нашего славного областного центра тоже знать хочется побольше: кто в нем жил из великих людей, как жил и какими деяниями его прославил? И еще почитать бы в такой газете чего-нибудь философского. Вот уже от чего мы давно отвыкли.
И чтобы было в ней – редкое, диковинное нечто, написанное уникальными специалистами и чудаками. Одним словом, вот было бы чудо: раскрыл газету, страницами пошелестел, и весь город перед тобой на ладони. Так вот, именно такое издание вышло, продается и предназначено каждому, кто не потерял интереса к жизни культуры! И газета – ну не сон ли в руку? – называется удивительно – «Ленинград весь на ладони».
Первый номер начинается прекрасно: гравюрой Остроумовой-Лебедевой «Вид на биржу». Нота взята, тон задан – петербургский. И – материалы. О заповедной зоне на Мойке, рассказ о музее семьи Бенуа и о гении русском Михаиле Ломоносове, о необыкновенном человеке Павле Флоренском. И о многом другом.
Все интересно, и надо прочитать, но особенно глубокое, оригинальное эссе В. Кирсанова «О преимуществах современной духовной ситуации». Да, да, оказывается, есть все же сегодня у нас преимущества. А какие – ищите в статье. Она дает обильную умственную пищу и даже рисует жизненную перспективу для ищущего интеллекта и духа. И, конечно, всякий будет поражен рассказом из литературной тетради газеты. Это «День ангела» М. Коновальчука – дар автора и первая публикация.
Газета, рассказывающая о культурной жизни города, вышла в свет. И те, кто купит ее, пусть помнят, что, помимо знания и удовольствия, полученного от чтения, они примут участие в благотворительной деятельности. А это значит – помогать возрождению нашего города и культуры.
С. Шевчук.
«Вечерний Ленинград» 26.04.90


Борис Кириков. «Улица Желябова. Большая Конюшенная»

Борис Михайлович рассказал об улице, возраст которой – около двух с половиной столетий. Улица включена в состав первой заповедной зоны Ленинграда, установленной в 1985 году. Мы гуляем вместе с автором по западной и восточной сторонам улицы и примыкающим к ней переулкам. В оформлении книги В.П. Шкурко использовал фрагмент панорамы Невского проспекта В.С. Садовникова (1835 г. Фотограф В. Платонов).


Бирон В.С. «Петербург Достоевского»

Эта книжечка (46 страниц) – путеводитель по местам, связанным с жизнью Достоевского в Петербурге. Петербург присутствует в 20 произведениях писателя, а В.С. Бирон подробно пишет о «Преступлении и наказании»: идет по местам героев романа.

В книге размещены 16 гравюр Н.И. Кофанова.


Школьник Б. А. «Я вернулся в свой город…: Петербург Мандельштама»

Борис Школьник был инженером, но имел замечательное хобби: он писал доклады о великих писателях и поэтах и читал их в доме моих школьных подруг. Я слушала доклады о Булгакове и Мандельштаме и попросила Бориса написать текст для книжечки.
Оформил ее Вячеслав Павлович. По его свету я посетила петербургского коллекционера Н.П. Шмитта-Фогелевича, который предоставил нам открытки из своей коллекции.


Куферштейн Е., Борисов К., Рубинчик О.
«Улица Пестеля (Пантелеймоновская)»

Книга посвящена истории Пантелеймоновской улицы, рассказу о памятниках архитектуры, формирующих ее неповторимый облик. Это цепной Пантелеймоновский мост, Соляной городок, Пантелеймоновская церковь, Спасо-Преображенский собор.
Рассказана и история всех 27 домов улицы. Фотограф – Д.Э. Виленский.
В оформлении книги В.П. Шкурко использовал литографию К.П. Бегрова по рисунку Т. Третера 1820-х годов.


Эрмитажная книга

Книга построена как путеводитель для посетителей Эрмитажа, которые, подойдя к какому-либо произведению искусства, находят в книге по алфавитному указателю соответствующую статью о персонаже.

Автор книги - Дора Семеновна Буслович, «Королева Эрмитажа», как было написано на одной из книг, подаренных ей слушателями.
В течение 50 лет до последних дней жизни, несмотря на потерю зрения, Дора Семеновна работала в Эрмитаже: вела экскурсии по памяти.


Соллогуб В.А. «Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба.
С портретами его современников» (1993)

Мемуары известного писателя XIX века Владимира Соллогуба дважды издавались после революции. Особенность нашего издания заключалась в том, что в нем были выбраны только петербургские страницы книги и представлены фотографии всех персонажей, о которых пишет В. Соллогуб (Е.П. Ростопчиной,
А.К. Демидовой, А.Н. Оленина и др.).
Родственница декабриста Д.И. Завалишина любезно предоставила нам пятитомник «Русские портреты XVIII и XIX столетий». (СПб.: изд. Великого князя Николая Михайловича, 1905–1909), откуда и были взяты многие изображения. Научные сотрудники Эрмитажа и Публичной библиотеки помогли уточнить время  создания многих портретов и миниатюр неизвестных художников, а также атрибутировать некоторые портреты.


Голлербах Э. «Город муз»

В этой книге Э. Голлербах рассказывает о русских поэтах, для которых «отечеством» было Царское Село: Пушкине, Кюхельбекере, Анненском, Гумилеве, графе В. Комаровском...
Автор рассматривает Царское Село как «литературный символ и памятник быта».


Бройтман Л.И.,  Краснова Е.И. «Большая Морская»

Эта книга, итог многолетних архивных исследований авторов, рассказывает об одной из старейших улиц Санкт-Петербурга.
Биография каждого дома прослеживается с 1730-х годов. Даны сведения об архитекторах и строителях, домовладельцах и жителях.